блог алексея фролова
Серый импорт
Почему недобросовестная конкуренция отнимает у вас треть рынка?
Простому юристу добиться действий со стороны правоохранителей не так просто
Меня, наверное, можно назвать маньяком по новым гаджетам. Недавно я поймал сея на мысли, заказывая очередную телефонную трубку через интернет-магазин с платформы «Яндекс.Маркет» (чтобы сэкономить 10 тысяч рублей), что именно вот сейчас мои деньги недополучает официальный поставщик.

Вся система импорта устроена так, что компании, являющиеся поставщиками какой-либо продукции в России (если не предусмотрено иное) должны иметь договор дистрибьюции с производителем продукции. То есть, если я продаю польское сварочное оборудование, то имею официальный договор с производителем. Либо производитель учреждает в России дочку и через нее осуществляет сбыт своей продукции, чтобы контролировать обеспечение политик своей компании и гарантировать качество продукции.

Но все мы знаем, что на «Горбушке», «Митинском радиорынке» или «Совке» можно купить из-под полы все что душе угодно, а в гостинице «Севастополь» вообще можно собрать танк. Куча электроники/одежды и других товаров идет сплошным и уверенным потоком через наши суверенные границы минуя магическим способом таможенные посты. Ко мне стали обращаться клиенты, среди которых международные корпорации с целью помочь разобраться с проблемой недобросовестной конкуренции, а, учитывая, что у меня опыт в форензике не маленький, я с удовольствием беру такие проекты.

Представим себе компанию, которая производит то же сварочное оборудование. Она является дочерней организации польского производителя (страны специально изменены для недопущения конфликта интересов) и ее миссия развивать стратегически важный российский рынок, продавать здесь сварочное оборудование. Но вот незадача, оказывается на российском рынке есть еще не менее трех компаний, которые производят точно такое же оборудование, а одна из них даже зарегистрировала похожее доменное имя специально и на главной странице повесила логотип производителя. Для того, чтобы являться официальным поставщиком, нужно внести свой товарный знак в реестр ФТС РФ (Федеральная таможенная служба), после это любое оборудование под этим товарным знаком не сможет быть ввезено в страну без разрешения держателя прав. Но товары все равно возят: сварочные аппараты декларируют как мебель, не декларируют вообще или и вовсе подкладывают декларации, ворованные из базы ФТС, по которым их возил сам импортер.

Логичным было бы предположить, что импортер может просто обратиться с ФТС и недобросовестная конкуренция сразу прекратится, но вот только добиться действий со стороны правоохранителей не так просто. Я как раз помогаю своим клиентам этого добиться.

Как бороться с серым импортом
1
Установление точек продаж
Проведение анализа рынка региона, установление оффлайн и онлайн точек реализации серого импорта
2
Проверочная закупка
Закупка товара, получения информации о декаларациях о товаре, по которым ввезен товар
3
Устанолвение способов и объемов ввоза
Получение данных о том кто является импортеров товара
4
Подача документов в органы ФТС
Возбуждение и сопровождение административных и уголовных дел
Конкуренты демпингуют рынок, из-за чего часть потребителей в ущерб качеству и гарантии предпочитают дешевизну продуктов
Моя работа заключается в установлении точек сбыта серого импорта, установлении каналов ввоза, компиляции (сборе) документов для подачи в оперативные подразделения ФТС и сопровождение материалов. Дело в том, что в случае неуплаты таможенных платежей серый импортер имеет риск попасть не только под административное правонарушение. Если сумма неуплат в бюджет (это на начало 2017 года, если вы читаете эту статью в далеком будущем) превысит 6 млн рублей, то образуется состав уголовного преступления и недобросовестного конкурента уже можно списать.

Доля серого импорта в России достигает в каких-то сегментах катастрофических масштабов. Компании могут недополучать до трети прибыли, страдая от недобросовестной конкуренции. То есть, если дочерняя компания польского производителя сварочного оборудования продает за год на 1 млрд рублей, то 300 млн рублей остается в кармане серых импортеров, которым себестоимость этого товара обходится дешевле за счет того, что они не платят таможенные платежи и налоги. Тем самым конкуренты демпингуют рынок, из-за чего часть потребителей в ущерб качеству и гарантии предпочитают дешевизну продуктов.

Серый (или, как его еще называют, «параллельный») импорт не даст бизнесу масштабироваться, нарушает ваши прогнозы прибыли, не дает четкую аналитику по рынку и просто крадет деньги производителей и официальных поставщиков товаров. Что делать дальше вы уже знаете.

Made on
Tilda