Рисковать осознанно

Краткий курс о том, как самостоятельно оценить риски на своем предприятии или в своей компании (часть 1)
При работе с рисками самостоятельно постоянно задайте себе вопрос о том, как этот риск влияет на весь процесс компании?
Банк, инвестиционный фонд, e-commerce, адвокатское бюро, логистическая, строительная, торговая или любая другая компания нуждается в процессе оценки и контроля рисков, если она достигла объема готового оборота в 1 млрд рублей. Этот вопрос так или иначе встает перед директором. Что такое риски? Как их увидеть? Как оценить, документировать, контролировать и предотвращать?

Занимаясь работой по оценке рисков, я неоднократно замечал интересное явление: эта работа позволяет увидеть основные боли во внутренних процессах компании, все несогласованности, нарушение системы сдержек и противовесов, недовольства сотрудников и опасные пренебрежения для директора. Мы не в состоянии адекватно оценить такие риски собственными силами и можем расчитывать только на сторонний взгляд, на экспертов, которые посмотрят на процесс незамыленным глазом и помогут разобраться в процессах.

Количество процессов, в которых формируются риски зависит от самой компании, какие процессы в ней являются основополагающими, какие второстепенными, какие связаны с денежными потерями, а какие с репутацией. Для финансовых институтов есть свои наборы рисков, а для компаний, чья деятельность преисполнена соблюдения различных нормативов и предписаний, лицензий, допусков и СРО - свои.

Главная проблема, с которой сталкивается организация, пытающаяся оценить свои риски самостоятельно - это отличить риски от факторов рисков (условия и обстоятельства, которые отвечают за формирование риска, его приближение или обеспечение). Рассмотрев несколько карт рисков, сформированных компаниями самостоятельно я увидел, что проблема общая. В картах пытаются указать такие риски как «коррупционная заинтересованность» или «нарушение налогового законодательства контрагентом», не понимая, что сами по себе эти понятия рисками НЕ ЯВЛЯЮТСЯ, а являются лишь их факторами. Риск сам по себе должен быть для предприятия ощутим, должен предполагать наступление неблагоприятных финансовых последствий для организации. Отличие этих двух понятий поможет в составлении необходимых документов для организации.

Как правило, основными документами, достаточными для управления рисками являются «Политика управления рисками», «Регламент работы при наступлении рисков», «Карта рисков», «Паспорта рисков».

Если вы проведете на своем предприятии или организацию работу по выявлению и документированию рисков, то сможете выявить дублирующие друг друга процессы, а также ненужные процессы, исключив которые, сможете значительно снизить вероятность наступления рисков.

При работе с рисками самостоятельно постоянно задайте себе вопрос о том, как этот риск влияет на весь процесс компании? А главный процесс любой коммерческой организации - это извлечение прибыли и масштабирование бизнеса, ну и процесс непрерывного совершенствования в идеале. Влечет ли сам по себе риск имущественные потери? Или он является лишь необходимым обстоятельством наступления реального риска - потери денежных средств? Попробуйте измерить денежные потери от наступления риска в годовом выражении. Оцените его вероятность, самый простой способ оценки вероятности - посчитайте в скольки случаях из 10 риск срабатывает, если в 3-х, то предварительно можно оценить вероятность от наступления риска в 30%.

Оценивайте риски исходя из анализа нормативной документации вашей организации. Подходите к процессу критически. Разложите всю деятельность вашей организации на процессы и проведите интервью с ключевыми сотрудниками в каждом процессе, попросите их изложить собственное видение рисков (не пытайтесь их поправлять, фиксируйте все подряд. Многие риски, названные интервьюируемыми будут являться лишь факторами, но и это ценнейшая информация в этом процессе), изложить конкретные кейсы (ситуации), в которых, по их мнению, сформировались риски для компании.

Оценка рисков это творческий процесс и подходить к нему можно тоже творчески. Зачастую оценка локальных нормативно-правовых актов не сможет дать объективную картину о рисках компании. Работайте с людьми, научитесь слушать и слышать их, преодолевать психологические барьеры и разговорить собеседника и сможете узнать очень много о проблемах в своей компании, решив которые, вы сможете показать эффективность.

Made on
Tilda