Рисковать осознанно
(часть 2: Карта рисков)
Зачем нужна карта рисков, как ее составить и какие скрытые «бенефиты» мне удалось получить от ее составления?
Мозг человека устроен так, что ему легче запомнить информацию, используя схему (или таблицу), чем в последующем пытаться конвертировать записи в таблицу
Карта рисков нужна для двух вещей: 1) Чтобы отчетливо понимать риски компании, знать каким образом они формируются, кто их должен контролировать и сколько они вам стоят. 2) Для акционера. То есть, чтобы отчитаться акционеру или Счетной палате о том, что риски в компании контролируются и даже есть специально подготовленный набор документов.

Когда я составляю карту рисков, то начина всегда с нормативной базы - я анализирую локальные нормативно-правовые акты (ЛНПА дальше) компании, чтобы понять как юридически выглядит бизнес и какие процессы (этого слова в статье будет сегодня много) компания решила зарегламентировать и считает приоритетными. В 100% процентах случаев компании разные, если смотреть через призму ЛНПА и живого интервью с сотрудниками. Процессы в приоритете совсем иные, регламентировать нужно совсем другое.

Карта рисков подразумевает описание наибольшего количества рисков с их факторами и классификацией. Я предпочитаю классифицировать риски по процессам, в которых они образуются (например, репутационные, производственные, юридические, финансовые, административные, риски предпринимательской деятельности, кто-то выделяет общеэкономические). Этот инструмент позволяет идентифицировать наибольшее количество рисков из всех, которые оказывают влияние на процессы предприятия/компании.

Карта рисков представляет собой таблицу, удобнее всего использовать Numbers (macOS) либо MS Exel. Формировать таблицу получая информацию - самый удобный способ, поскольку мозг человека устроен так, что ему легче запомнить информацию, используя схему (или таблицу), чем в последующем пытаться конвертировать записи в таблицу.

Как правило, карта включает в себя следующие поля: «Описание риска» (название риска, характеризующее способ воздействия риска на компанию); «Меры контроля риска» (меры предпринимаемые компанией для контроля за риском); «Владелец риска» (должностное лицо/подразделение компании отвечающее за процесс, в котором формируется риск); «Вероятность наступления риска» (вероятность наступления риска от 10 до 100 %, где 10% - низкая вероятность наступления риска, 90% - высокая вероятность наступления риска); «Степень воздействия риска» (характеризует уровень принятия решения вследствие наступления риска); «Денежные потери от риска» (указан в случае возможности расчета максимального ущерба в денежном выражении вследствие наступления риска).

Самое вкусное в том, что вы сможете увидеть узкие места в ваших процессах
При работе с руководителями направлений, я рекомендую при проведении интервью придерживаться принципа упрощения: разложите все функции интервьюируемого на части в хронологическом порядке либо по отдельным процессам. Моделируйте в процессе разговора ситуации, не перебивайте, внимательно слушайте и фиксируйте информацию. Постарайтесь на ходу идентифицировать какие-то риски и вносить их в таблицу. Память и мышление человека работает так, что его необходимо сначала активировать, это сможет произойти, если ваш собеседник сам начнем анализировать процесс. После его рассказа попросите его самостоятельно раскрыть какие основные риски он видит в работе. Даже если вам называют вместо рисков факторы, ни в коем случае не перебивайте и не исправляйте человека, позвольте ему закончить размышления. В дальнейшем вы сами сможете в вашей таблице распределить правильным образом факторы и риски.

Риски и их факторы в карте должны соотносится по принципу причинно-следственной связи. То есть «неблагоприятная обстановка в коллективе» или «неправильно составленный договор» - это не риски, а всего лишь их факторы. Рисками от этих факторов могут быть «денежные потери вследствие низкого уровня продаж» либо «потери средств вследствие исковых претензий от контрагентов». Риск должен всегда выражать в конкретном ущербе. Таким образом, проверочным вопросом к риску является: «Наносит ли это материальный ущерб компании». Репутационные риски тоже наносят материальный ущерб, поскольку они могут повлечь падение уровня продаж либо отказ клиентов от сотрудничества с компанией в ином формате.

Само по себе составление карты рисков не является главным полезным результатом. Самое вкусное в том, что вы сможете увидеть узкие места в ваших процессах, уязвимости компании, недоработки, дублирование функций разными сотрудниками и подразделениями, огромное количество несогласованностей и коллизий. Как бонус вы сможете получить информацию о недовольствах в коллективе.

Made on
Tilda